«Почему Бог допускает войны?» Мартин Ллойд-Джонс

«Почему Бог допускает войны?» Мартин Ллойд-Джонс

Ллойд-Джонс, М. Почему Бог допускает войны? Оправдание путей Божьих. СПб.: Мирт, 2003. — 111 с. ISBN: 978-5-88869-167-0.

О чём эта книга?

Видит ли Бог грех и страдания современного мира? Почему Он не положит конец войне и насилию? Действительно ли Он отвечает на наши молитвы? Может ли человек быть по-настоящему счастлив в любых обстоятельствах? Эти вопросы задает автор книги Мартин Ллойд-Джонс (1899 – 1981), врач, оставивший свою медицинскую практику ради служения в церквах Южного Уэльса.

Несмотря на то, что это собрание проповедей вышло впервые еще в начале Второй мировой войны, проблемы, поднимаемые в книге, не потеряли своей актуальности и сегодня. Конечно, некоторые детали современной обстановки отличаются, но в целом фундаментальные проблемы не изменились. Не изменились и великие библейские принципы, которые мы должны применять к этим проблемам.

Почему её следует прочесть?

Автор этой книги не отвечает напрямую на вопрос, заявленный в заглавии – «Почему Бог допускает войны?» Точнее сказать, прежде чем подойти к его рассмотрению, он отвечает на массу других вопросов, после ответов, на которые говорить о справедливости Бога в вопросах войны не так трудно, как это кажется. Автор рассуждает о том, как мы воспринимаем наше место в мире по отношению к Богу, склонны ли мы роптать и гневаться, требуя «законных благ» от Всевышнего? Понимаем ли мы Божью суверенность и Его всеблагую волю по отношению к человеку? Оставляем ли мы Богу «право» на неисповедимость Его путей? Как все эти темы касаются меня, когда страдание (например, война) приходит в мою судьбу?

Несколько важных идей из книги

  • Трагедия в том, что, превыше всего мы хотим быть благословенными, и обращаемся к религии за всеми ее дарами и благами, которые она только может дать. Пока все идет хорошо, мы получаем ответы на наши молитвы и наши желания удовлетворяются, мы полны хвалы и благодарения. Но вдруг случается что-то не вполне понятное, чего мы никак не ожидали. Мы оказываемся сломленными и потерявшими надежду. Мы спешим делать выводы и почти всегда приходим к самому плохому выводу в данной ситуации: Бог перестал быть с нами!
  • Враг душ человеческих готов внушить нашему сердцу: Бог против нас или, во всяком случае, Он не очень беспокоится о нас и нашем благополучии. Старые языческие понятия и суеверные идеи крепко льнут к нам и всегда готовы предложить себя в качестве объяснения в трудных обстоятельствах. Мы жалуемся не на то, что с нами произошло, а на Самого Бога!
  • Бог допускает войну для того, чтобы через нее люди яснее, чем когда либо, увидели, что на самом деле представляет собою грех. В мирное время мы относимся к греху легкомысленно, провозглашаем оптимистические взгляды на природу человека. Но война разоблачает человеческую природу. Война 1914 – 1918 гг. вдребезги разбила те оптимистичные представления о человеке, которыми мы увлекались в продолжение долгих лет. Время войн и кризисов – время проверок того, на чем действительно основана наша жизнь.
  • «Несколько месяцев назад я разговаривал с женой одного моравского епископа из Германии. Эта женщина сказал мне, что немецкие христиане, которым за свою веру пришлось пройти через страдания, свидетельствуют о том, что они благодарны Богу за них, и за то страдания открыли для их глаза и помогли увидеть чудеса славы Его. Сегодня эти люди свидетельствуют, вторя псалмопевцу: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:71)»