Ни ЛЮБовИ, ни МОРковИ

Ни ЛЮБовИ, ни МОРковИ

Банальный сюжет: на свадьбе супруги клянутся друг другу в вечной любви, страстные поцелуи, музыка, цветы, свадебный торт, пожелания жить долго и счастливо. «Они жили долго и счастливо» — одна из самых трагичных фраз в мировой литературе.
Трагичность — в ее лживости. Этот миф заставлял целые поколения супругов ожидать от брака невозможного. Проходит пару лет: страсть уходит, ее место занимают придирки и ссоры, бесконечные выяснения отношений, равнодушие, карьера, быт, личные увлечения. «Быть или не быть, вот в чем вопрос», — думают несчастные супруги.

Большинство пар переживали или переживают нечто подобное в своих отношениях. Как правило, семейные консультанты советуют в таких случаях проводить больше времени друг с другом в общении. Предлагаются всевозможные тесты на выявление ключевых потребностей (нужд) мужа и жены, с целью научиться взаимно удовлетворять эти потребности для построения успешного брака. Это работает до поры до времени, пока выгодно манипулировать потребностями по принципу: я тебе утром — цветы, ты мне вечером — интим. Однако, как правило, супруги знают, что нравится, а что не нравится их второй половине, но сознательно не делают этого или делают только тогда, когда есть сильное желание что-то получить взамен. Несбывшиеся ожидания порождают требования, неудовлетворенные требования – войну за законные права на уважение, любовь, внимание, понимание, поощрение, времяпровождение и т.п. Налицо наивысшая степень проявления завуалированного эгоизма, потребительства, фальши и лицемерия именно там, где по замыслу Бога должна присутствовать наивысшая степень самоотверженной любви, близости, искренности между двумя людьми.

Почему мы так обеспокоены собой? Что стоит за законными «психологическими нуждами»? Как выйти из замкнутого круга? Какими должны быть взаимоотношения супругов по замыслу Бога? На самом деле, нет секретной магической формулы для построения успешного брака. Брак – это упорный труд 24 часа в сутки, 7 дней в неделю до тех пор, пока смерть не разлучит супругов. Более того, Бог использует супружество как наиболее эффективное средство освящения, преображая супругов в Свой образ и подобие (Рим. 8:28).

В этом мире существует многообразие взглядов на брак, которые отражают антропологические аспекты той или иной культуры. Подавляющее большинство популярных христианских консультантов, авторов книг по вопросам семьи и брака используют методики и дают советы, либо явно противоречащие Библии, либо пропитанные светской психологией в христианской обертке. Однако христианское понимание брака должно в первую очередь отражать библейское мировоззрение. Базовая истина заключается в том, что супружество – это часть Божьего творения. Библия начинается с бракосочетания первой пары (Быт. 1:31) и заканчивается небесным бракосочетанием Агнца и Церкви (Отк. 19:6-9). Величайшая песнь о любви мужа к жене, Песнь Песней, находится посередине Писания.

Согласно учению Писания, брак — это завет мужчины и женщины, заключаемый перед Богом. Завет отличается от договора тем, что в нем нет заявлений о правах и гарантиях, нет форс-мажорных обстоятельств, потому что к подлинной любви ни права, ни гарантии, не имеют никакого отношения: любовь — высшее проявление добровольного бесправия (1 Кор. 13:4-7). Муж призван любить жену, как Христос возлюбил свою церковь. Что это значит? Любить – значит отказаться от своих прав, отдать себя целиком на служение жене, заботясь о её благе, а не о своём (Филип. 2:6-8). Жена призвана повиноваться мужу, как церковь Христу. Что это значит? Повиноваться — значит отказаться от своих прав и любить своего мужа, служа ему, являясь верной спутницей и помощницей во всем. В таких отношениях присутствует один главный знаменатель — все что ни делаете, делайте «ради Господа» или «как для Господа». Муж любит свою жену и дарит ей цветы не потому, что у нее есть в этом потребность, а потому, что этим самым он подражает Богу (Еф. 5:1), Который любит его и дарит Свой дар спасения безвозмездно. Жена ободряет мужа своими добрыми словами не потому, что он без этого жить не может, а потому, что Бог являет Себя через Ободряющее и Вдохновляющее Слово. Другими словами, все, что мы делаем в браке, включая интимные отношения, является выражением поклонения Богу, отображением, как в зеркале, Его образа и отношений со Своим народом (2 Кор. 3:18).

Медведев Михаил, проректор по учебной части КЕХУ