Спасение принимается верой

Спасение принимается верой

Христос – Спаситель человечества, Своей смертью искупивший наши грехи, благодаря чему те, кто веруют в это, имеют прощение грехов и жизнь вечную. Это одна из основополагающих истин, которая не может быть проверена разумом, но принимается верой.
Не только в христианстве есть подобные утверждения. В геометрии существует пять аксиом, на основании которых строится вся эта наука. Однако сами аксиомы не могут быть доказаны или проверены. Например, утверждение о том, что две параллельные прямые не пересекаются, принимают верой. Но это геометрия, положения которой настолько очевидны, что никому даже в голову не придет усомниться в их правильности, потому что это противоречит здравому смыслу и жизненному опыту. Иное дело христианство, где не все так очевидно, но неизмеримо важно, поскольку имеет спасительный смысл. Давайте попробуем вникнуть в суть утверждения «Христос есть Искупитель человечества». С этой истиной тесно связана и другая истина – «Христос является Богочеловеком». Другими словами, Он одновременно и Бог, и человек.

Почему именно Христос?

Библия говорит, что все мы должны умереть, поскольку грешны, а наказанием за грех является смерть. Бог не может просто закрыть глаза на грех и забыть о нем, это противоречило бы Его святости. И мы не можем искупить свою вину. Однако Бог хочет спасти человечество и потому оставил для нас выход. Наказание вместо человека может понести кто-то другой. Это называется заместительной жертвой. Для того чтобы совершилась заместительная жертва, во-первых, необходим только человек, поскольку никакое иное живое существо не может быть равнозначной заменой. Христос был человеком. Во-вторых, вместо «грешного» может пострадать только «святой», иначе заместительной жертве пришлось бы просто расплачиваться за свою собственную вину. Христос отвечает и этому требованию, поскольку не имеет личного греха. Третье условие – заменить одного человека может только один человек. Но и здесь не возникает проблем, так как Христос является Богом, который безграничен, а потому может заместить всех людей, когда-либо живших, живущих, и тех, кто еще будет жить. Итак, Христос стал для нас этой жертвой на Голгофском кресте, что дает нам возможность верой приобрести вечную жизнь.

Истина о Христе

При всем этом первые христиане столкнулись с искажением этой истины. Уже в первом веке нашей эры начали появляться ереси, которые извращали учение о природе Христа и Его спасительном деле. Разгорались жаркие богословские диспуты, и прошло почти пять столетий, пока Церковь в точности не сформулировала учение о природе Христа, не оставив места ересям. Всем христианам очень важно правильно понимать этот вопрос, чтобы никто не смог увлечь их лжеучениями.

Итак, Христос – Богочеловек. В Писании сказано: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Как это возможно, чтобы Безграничный, Безгрешный и Всемогущий Бог вдруг во всей полноте начал обитать в ограниченном и смертном человеке? С точки зрения земной логики, это бессмыслица. Мы должны принять данное утверждение верой. Августин как-то сказал: «Верую, потому что абсурдно». Он имел в виду, что истинного Бога не может придумать разум человека, потому что Бог больше разума. И непостижимость Его как раз и доказывает то, что Он не является плодом воображения.

Осмысленная вера

Однако вера должна быть осмысленной. Нам необходимо понимать некоторые особенности Боговоплощения, чтобы избежать ереси. В какой степени Христос был Богом, а в какой – человеком? Здесь можно предположить несколько вариантов: во-первых, Божественная природа поглотила человеческую; во-вторых, человеческая природа поглотила Божественную; в-третьих, эти две природы слились, образовав нечто иное. Существует еще один вариант: Христос только казался человеком, будучи на самом деле бесплотным Духом. Какие из этих утверждений есть истина? На самом деле все эти варианты – ереси, каждая из которых делает невозможным совершение Голгофской жертвы, а значит, и спасение людей. Истина в том, что Божественная и человеческая природы сосуществуют во Христе не раздельно. Осмыслить это во всей полноте невозможно, как невозможно, например, постигнуть разумом тайну триединства Бога, но это и есть вера, истинность которой доказывается не разумом, а тем, что человек, имеющий ее, полностью преображается.

Заблуждения

В самом начале Евангелия от Иоанна написано: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Если вы внимательно перечитаете это Евангелие, то обратите внимание, что Иоанн постоянно подчеркивает, что Христос имел человеческое тело. Он спал, ел, испытывал боль, умер и воскрес. Делает это Иоанн умышленно, поскольку написано Евангелие в конце первого века, когда уже появилась ересь докетизма. Приверженцы этого учения считали, что Христос не был человеком, Он только казался (докео – греч. казаться) таковым. А потому и не умирал по-настоящему, и не страдал в Гефсимании, и не воскресал в теле.

Другим заблуждением относительно личности Христа является неправильное понимание того, как сосуществуют в Нем воля Божественная и человеческая. В четвертом веке некоторые считали, что Его человеческая воля полностью была поглощена волей Божественной. Это заблуждение, поскольку в этом случае становятся непонятными многие эпизоды Писания, например страдания Христа в Гефсимании и Его слова: «Не Моя, но Твоя воля да будет». Иисус Христос был на сто процентов человеком и побеждал искушения именно как человек. Ему было не легче, чем было бы кому-нибудь из нас. И тем самым Христос оставил нам пример и дал надежду, что и мы, попадая в сложные ситуации, сможем исполнить волю Божью, как сделал это Он. Правильно будет считать, что Свою человеческую волю Христос добровольно и осознанно подчинил воле Бога.

Халкидонское кредо

Существуют и другие заблуждения относительно Личности Христа, но нет смысла подробно останавливаться на них. Гораздо лучше и полезней знать правильное учение, чтобы в его свете видеть отступления от истины. На Вселенском соборе, состоявшемся в 451 г. н. э. в городе Халкидон, рассматривался вопрос относительно понимания природы Иисуса Христа. Решения Собора нашли отражение в Халкидонском кредо: «Мы исповедуем одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха. Рожденного прежде всех веков от Отца как Бог, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от девы Марии – как человек. Одного и того же Христа, Сына Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, – так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяются в Одно Лицо и Одну Ипостась; не на два лица рассекаемого или разделяемого, но Одного и Того же Сына и Единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки учили о Нем и как Сам Господь Иисус Христос научил нас».

Мы веруем во Христа, и верой принимаем спасение и жизнь вечную на Небе. Более того, эта же самая вера преображает нас в земной жизни, делая способными жить так, как этого требует Бог. Все это стало возможным благодаря Богочеловеку – Иисусу Христу и Его спасительному делу, совершенному ради нас. В это нужно не только верить, это еще необходимо ясно осознавать разумом, который нам дан для того, чтобы отличать истину от лжи.

Буланов Станислав,
координатор заочного отделения КЕХУ,
служитель Свято-Троицкой церкви (ЕХМС, г. Краснодар)