Живая Вера
Недавно я разговаривал с моим сыном, речь шла о наших взаимоотношениях. Я сказал ему, что люблю его и ожидаю, что он будет доверять мне и слушаться меня. Я также сказал ему, что если он будет себя примерно вести, то наступит время, когда он обретет в нашей семье полные права.
Что вы скажете на это? Правильно ли я наставляю своего сына? Разумеется, нет. Такого разговора никогда не было, да он и не мог состояться, потому что моему ребенку не нужно зарабатывать привилегию называться сыном, он имеет ее по факту рождения. Точно так же обстоит дело и в любой культуре, об этом же говорит и Библия.
И все же в разговоре с моим сыном я сказал ему, что, поскольку он является частью нашей семьи, и что я люблю его, то именно это должно быть причиной, по которой он должен доверять мне, повиноваться и почитать, любить родителей, братьев и сестер.
Спорный вопрос
В этом небольшом вступлении я обрисовал два диаметрально противоположных подхода. И если в отношениях детей и родителей невозможно представить, чтобы ребенку пришлось зарабатывать примерным поведением право быть сыном или дочерью, то в христианстве именно так некоторые понимают отношения между Богом и Его детьми.
Сейчас мы прочитаем отрывок из Библии, который, если будет понят неправильно, может привести к заблуждению, что спасение основано не только на вере, что вдобавок ней требуются еще и добрые дела.
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „идите с миром, грейтесь и питайтесь «, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: „ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: „веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иакова 2:14-26).
Этот отрывок является одним из самых спорных во всей Библии. Почему этот текст так спорен?
Может показаться, что утверждение Иакова противоречит тому, что Апостол Павел пишет в своих посланиях. Но давайте внимательно рассмотрим эти противоречия.
Иаков пишет:
«Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2:24).
Павел утверждает:
«Мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим 3:28).
«Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел» (Рим. 4:4-6).
«Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Галатам 2:16).
«Чтобы найтись в Нем [Христе] не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Филипийцам 3:9).
«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Титу 3:5).
Павел за «живую веру»
Налицо видимое противоречие. Однако я вовсе не собираюсь опровергать Иакова или вбивать клин в единство Нового Завета. Было бы совершенно неверно думать, что Иаков и Павел спорят друг с другом. На самом деле, и Иаков, и Павел выступают за приоритет «живой веры».
Поразмышляйте над следующими двумя стихами Павла, которые показывают отношения между верой и добрыми делами:
«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Галатам 5:6).
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:8-10).
Из этих стихов мы ясно видим, что Павел вовсе не против добрых дел. Наоборот, он за дела. Однако есть разница между верой, которая действует верой плюс дела.
Реформатский афоризм 500 летней давности назад точно выражает правильные отношения между верой и делами: «Оправдание только верой одной, но оправдывающая вера никогда не бывает одной».
Негативные примеры
Каждый автор в Новом Завете разделяет одно и то же убеждение, а именно, что мы спасены живой верой и что через мертвую веру, то есть, инертную веру, никто не может быть спасен.
В нашем отрывке Иаков использует четыре примера, чтобы определить настоящую библейскую веру. Первые два примера – негативные; а последнее два – позитивные.
Вот вера, которая не помогает другим в нуждах: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „идите с миром, грейтесь и питайтесь «, но не даст им потребного для тела: что пользы? (ст. 14-16). Это не живая вера. Это – принятие Евангелия только на словах. Если мы обратимся к Ветхому Завету, то увидим, что Бог говорит о городе Содоме: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала» (Иезек. 16:49).
Иаков этими примерами вовсе не хочет сказать, что вера сама по себе спасти не может. Он говорит, что деформированный, искаженный вид веры никого не спасает. Этот тип веры – номинальной – просто лицемерное согласие на теологические факты. Иаков сам говорил об этом в конце первой главы: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» (Иакова 1:27).
Иаков предупреждает любого, кто утверждает, что у него есть христианская вера, но не помогает бедным. Такая «вера» является мусором. Этот человек обманывает себя.
Используя вторую иллюстрацию, Иаков осуждает веру демонов. Он пишет: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут». Демоны признают христианское богословие и даже, возможно, понимают кое-что о том, как жертва Христа на кресте искупила грех человечества и спасает верующих. Однако они не доверяют Христу лично, а потому не имеют спасения. Таким образом, «почти вера», неадекватная вера — приводит вечной гибели. Этот вид веры может выглядеть очень реальным. И в России, как и в Америке, есть миллионы людей, которые знают основные положения христианства. Многие вешают иконы и крестики в машинах, считая, вероятно, Христос может их спасти от аварии. Но Иаков обеспокоен, как и мы должны быть обеспокоены сегодня, чтобы его читатели не обманывали себя, думая, что у них есть библейская вера, когда, на самом деле, у них есть только искажение истинной веры – вера, которая — Иаков предупреждает, — не может спасти.
Какой должна быть вера?
Протестантские реформаторы выработали очень правильное определение библейской веры. Она включает три аспекта, и каждый аспект является существенным
1) Assensus – Библия учит, что спасение может дать только Христос
2) Notitia – Библия говорит о спасении во Христе
3) Fiducia – Лично доверить себя Христу одному для спасения.
Иаков утверждает живую, ожидающую, активную веру: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: „веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? (Иак. 2:21-25).
Спасти может только тот вид веры, который полностью доверяет жизнь Христу, вплоть до отказа от самого драгоценного (пример Аврама). Спасти может только вид веры, который способен побудить рискнуть собственной жизнью ради других, как это сделала Раав. Библейской вере присуща активность, движение, иными словами, она действенна, а не пассивна. Мартин Лютер описал веру следующим образом: «Вера является живым, смелым принятием благодати Бога, она так уверена в благости Бога, что, веря в её, она могла смертельно рисковать в тысячу раз. Такая уверенность и знание благодати Бога делают вас счастливыми, радостными и смелыми в наших отношениях с Богом и со всеми существами».
Авраам и Раав
«Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Иаков 2:21-23).
Иаков использует два эпизода из жизни Авраама – но в обратном хронологическом порядке. Во-первых, он отмечает, как Авраам приносил в жертву Исаака. Это описано в 22 главе Бытия. Иаков же объясняет поведение Авраама как следствие доверия Богу: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность», что написано в 15 главе.
Почему Иаков поставит события в обратном порядке? Делая так, он показывает не просто реакцию Авраама на откровение Бога в 15-ой главе – где Бог обещал ему множество потомства – но также кульминацию этой веры, что произошло, по крайней мере, 25 лет спустя, в 22-ое главе, когда, по повелению Бога, Авраам планировал принести в жертву единственного сына.
Авраам продемонстрировал истинную, яркую веру в 15-ой главе – и Бог дал ему возможность проявить эту веру в полной мере спустя 25 лет.
Иаков также вспоминает историю Раав, которая описана в книге Иисуса Навина, второй главе, когда она скрыла израильских шпионов в своем доме и затем направила по ложному следу царских слуг, которые искали их.
Это же эпизод комментирует и Павел, соединяя действия Раав с ее верой: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путём), не погибла с неверными» (Евр. 11:31).
Раав – блудница, хананеянка – услышала о деяниях Бога Израиля и, наряду с остальными жителями Иерихона, перепугалась до смерти. Но вместо того, чтобы бежать от Бога, она поверила Ему. Она считала, что Он был достаточно силен, чтобы спасти ее, несмотря на опасность изнутри, несмотря на грядущее разрушение города. Раав не думала: «У меня есть вера, и сейчас мне необходимо добавить к ней несколько добрых дел». Конечно, нет. Она поверила в Бога, и её действие было естественным следствием веры.
Живая вера
Я часто использую термин “живая вера”. Это то, о чем говорил Лютер: «Благодаря этому [вере] вы свободно, охотно и радостно делаете добро для всех. Вы служите всем, переживаете много, и любите и хвалите Бога, который показал вам такую благодать. Поэтому, столь же невозможно отделить веру и дела, как невозможно отделить жару и свет от огня!»
Живая вера не всегда очевидна, но когда появляется необходимость, она демонстрирует своё существование через добрые дела.
Давайте не думать о наших отношениях с Богом как чем-то разделенном: «вера+дела». Вместо этого, как Авраам и Раав, и многие другие герои веры, давайте продолжать доверять Тому, кто обещает благодать и спасение.
Существует только один библейский и спасительный вид веры – вера, которая верит в Иисуса Христа, вера, которую проповедовали Павел и Иаков.
Матфей Фишер,
преподаватель КЕХУ,
доцент Нового Завета