Возьми свой крест
Страшное повеление
Представьте себе, что вы идете по дороге, вдоль которой стоят кресты с распятыми на них людьми. Их десятки, сотни, страшный лес крестов все тянется и тянется, и кажется, нет ему конца.
Жуткая смерть на кресте длится порой до трех суток, тела корчатся в непрекращающейся агонии боли. Многоголосый стон стоит над страшной дорогой, жара, вонь, тучи мух вьются над казнимыми. А под крестами стоят на страже римские легионеры, никого не подпуская к умирающим. И вы понимаете, что вполне можете оказаться на месте одного из них.
Подобную картину можно было наблюдать в Иудее первого века, в то время, когда Христос осуществлял Свое земное служение. После подавления очередного восстания, римляне имели обыкновение совершать массовые казни для устрашения. Это описание необходимо для того, чтобы вы смогли хоть отчасти почувствовать то, что чувствовали иудеи при слове «крест». Это важно, потому что современный человек, особенно христианин, испытывает несколько иные эмоции, когда вспоминает о кресте. Для нас это в большей степени символ спасения, и, хотя мы прекрасно знаем о том, что крест является орудием казни, тем не менее, склонны испытывать скорее положительные чувства, вспоминая его, ведь никого из нас никогда не казнят подобным образом. Но те, к кому обращался Христос, воспринимали это совершенно иначе. Для них это был символ реальной и страшной смерти, которой предавало ненавистное римское правительство тех, кто посмел выступить против него, а так же рабов и самых худших преступников.
Давайте теперь подойдем к небольшой группе людей, оживленно о чем-то разговаривающих. Это Христос и двенадцать учеников. Иисус только что открыл им, сказав предельно ясно, что Ему надлежит много пострадать и быть убитому в Иерусалиме. Вот горячий Петр пытается отговорить Его, но Христос останавливает Петра. И тогда, возможно для того, чтобы до конца поставить все на свои места, Христос сказал:
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16: 24-25).
Как гром среди ясного неба должно было прозвучать это заявление для учеников. Крест – какой ужас! Он для них тогда означал только позор и мучения. Что такое говорит Учитель? Раньше Он вел себя не так, Он не ставил никаких условий следования за Ним, кроме безусловного оставления прошлой жизни. Но теперь вдруг выдвигает очень жесткое требование. Это то же самое, что сказать еврею во время второй мировой войны: «твой путь лежит через концлагерь и газовую камеру». Для древнего иудея не было более яркого и зловещего символа страдания и смерти, чем крест. Им было предельно ясно, что требовал от них Христос. Фактически, Он сказал им: «кто пойдет за Мной, ждут мучения и смерть, потому что это ждет и Меня». Забегая вперед, напомню, что все апостолы, кроме Иоанна, погибли мученической смертью.
Наш крест
Но оставим учеников Христа размышлять над сказанным, и давайте задумаемся, что эти слова означают для нас, ведь мы тоже ученики Христа, и потому к нам они относятся в той же степени, что и к ним. Но мы живем в ином мире, в иной культуре, маловероятно, что нас предадут мучительной смерти за Христа. Но Иисус, говоря о кресте как необходимом условии жизни христианина, открыл вечную духовную истину, равно справедливую во все времена для всех людей и принцип ее остается неизменен.
Человеку в жизненных обстоятельствах всегда свойственно искать путь наименьшего сопротивления, поступать таким образом, чтобы иметь как можно меньше неприятностей, забот. Это вполне естественно, а человека, ради какой-то идеи поступающего наоборот, обычно называют фанатиком. Но христиане и есть безумцы и фанатики с точки зрения мира, потому что поступают не так, как диктует «здравый смысл», а в соответствии с учением Христа. Пути мира и пути Божьи ведут в разных направлениях. Мир катится в гибель, а Бог ведет на небо. Как только человек решает жить по воле Божьей, он поворачивает против теченья и начинает испытывать сопротивление. Взять свой крест – значит сделать осознанный выбор жизненного пути в соответствии с волей Божьей, невзирая на окружающие обстоятельства, которые всегда будут препятствовать осуществлению этого выбора.
Как часто христиане попадают в ситуации, когда легче и выгоднее, как кажется, совершить небольшой грех, чтобы жить спокойно. Немного обмануть, например налоговую инспекцию или взять то, что плохо лежит, на работе. Ведь никто об этом может и не узнать, тем более что вокруг все поступают точно так же, и неохота выглядеть белой вороной. Подобными ситуациями полна жизнь христиан, однако они делают выбор и отказываются от греха, хотя это может негативно отразиться на финансовом благополучии, взаимоотношениях с окружающими. Бывают и более жесткие ситуации, когда, например, неверующий супруг заявляет: или я или твой Бог. Этот выбор еще трудней.
За крестом – воскресение
Наш Бог воистину чудесен. Он не обещал, что создаст тепличные условия для христиан, что они не будут затронуты злом, вовсе нет. Он обещал, что всегда будет с нами, и с Его помощью мы пройдем любые трудности и победим зло, в этом состоит наше призвание.
Если мы свет миру, то Бог поведет нас освещать тьму, если в нас открыт источник воды живой, то Он пошлет орошать пустыню. Кто сказал, что это будет легко? Но это и есть крест, который мы должны взять, чтобы следовать за Христом, а Он идет туда, где трудно, но где нуждаются в Нем. И места эти находятся не в Азии или Африке, нет, они находятся вокруг нас и внутри нас. В Библии сказано: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21). Как же трудно порой это сделать в обыденных житейских ситуациях! Вот если бы меня повели на казнь, заставляя отречься от Христа! Но ведь вместо этого мне ежедневно приходится сталкиваться с соседкой, которая постоянно придирается ко мне и этим сильно раздражает. Мне приходится на работе терпеть глупого и некомпетентного начальника, который не ценит меня, и так далее, продолжать можно до бесконечности. Как я веду себя в этих ситуациях? Раздражаюсь ли в ответ, спорю ли, ругаюсь ли, пытаюсь восстановить справедливость, наказать виновного? Или проявляю терпение и любовь, прощение и милость, хотя бы со мной поступили очень несправедливо? Насколько труднее сделать второе, знает каждый из нас, но это и есть крест, без которого нельзя идти за Христом, ежедневное умирание, за которым следует воскресение.
Да-да, именно воскресение, что так же является одним из аспектов креста, ведь Христос не только умер, Он и воскрес. То же самое происходит и с нами: умирая, неся свой крест, мы воскресаем обновленными и очищенными, ведь на самом деле умирает в нас ветхая природа, это она болит и бунтует, когда человек поступает не так, как хочет она, а так, как велит Бог. Побеждая зло добром вокруг себя и внутри себя силой, которую дает нам Бог, и во имя Его, мы очищаем сердце, из которого уходят пороки и проявляется образ Того, Кто живет в нем – Иисуса Христа. Это напоминает работу скульптора, который берет бесформенный кусок камня и, отсекая все лишнее, проявляет скрытый образ. И данный труд должен длиться все время, пока мы живем в этом мире.
Только в церкви, только ради других
Однако очень важно помнить, что Библия не рассматривает ни спасение, ни очищение внутреннего мира человека индивидуально, но только в контексте церкви. А это значит, что аспект взаимоотношений между людьми всегда первичен и первостепенен. Христос пошел на крест не ради Себя, но ради других. И, когда Он говорил: «отвергни себя, возьми свой крест», Он еще имел ввиду, что нам необходимо отречься от собственного эгоизма и начать жить для других. Крайне важно, какими внутренними установками движим христианин, почему он поступает так, а не иначе: ради других или ради себя. Есть притча, в которой рассказывается о монахе, которого в монастыре постоянно обижали, а он смиренно переносил страдания и только благословлял обидчиков. Настоятель, видя это, однажды спросил монаха, благодаря чему он так кроток и смирен. А в ответ услышал: «я на собак не обижаюсь». Вряд ли это можно назвать истинной духовностью, это «смирение» есть замаскированная гордость. Отречься от себя, умереть для своих эгоистичных желаний, ставить благо другого на первое место – вот что значит нести свой крест. Выбирая путь любви к ближнему, мы неизбежно будем испытывать страдания, ведь Христос явил нам Своей жизнью отверженность людьми, которых любил.
Любить трудно
Как легко нам бывает любить слабых и обездоленных, больных и несчастных! Вот ради них просто отречься от себя. А сможете ли вы любить и сочувствовать, жертвовать чем-то ради здорового, наглого и сытого мужика, который только и делает, что ест, спит, пьет, бьет жену, и очень этим доволен? Большинство из нас испытывает негативные эмоции по отношению к таким людям. Но Христос знает, что именно они самые несчастные, потому что в окостенении греха идут в погибель, даже не осознавая этого, а значит, ради них, ради их спасения, стоит чем-то пожертвовать. К ним Он шел вопреки общественному мнению, которое называло Его другом мытарям и грешникам, за них Иисус отдал Свою жизнь.
Отказ от стереотипов в нашем сознании, которые делят людей на хороших и плохих, высших и низших, достойных и недостойных, преодоление неприязненного отношения к тем, кто нам не нравится, тоже является частью креста, ведь Бог любит всех одинаково, и добрых и злых.
Три стороны креста
Подводя итог вышесказанному, можно выделить три аспекта того процесса, который Христос назвал «возьми свой крест», применительно к личности христианина. Это моральный, нравственный и метафизический аспекты. Затрагивают они наши взаимоотношения с окружающими, наши внутренние установки и процесс преображения в образ Христа. Нужно сказать, что это деление довольно условное, поскольку все аспекты составляют единое целое, однако оно позволяет нам полнее понять, каковы требования христианской жизни. Крест же есть то единственное средство, соединяющее земное и небесное, которое позволяет христианам быть гражданами неба, живущими в плоти на земле. Мы «не от мира сего», но находимся в нем. И потому являемся проводниками воли Небесного царства, исполнителями ее в земной реальности, черпая силы в Боге. И проходит крест через наши сердца и души. Но его еще нужно добровольно взять и следовать за Христом, мы просто обязаны сделать это.
Станислав Буланов,
координатор заочного отделения,
служитель Свято-Троицкой церкви (ЕХМС, г. Краснодар)