Несколько слов о молитве

Несколько слов о молитве

Современное христианство во многом напоминает большой футбол. На поле играют 22 человека, а на трибунах болеют десятки тысяч.
Причем болельщики знают о футболе и футболистах все. Им знакомы все нюансы игры, тактика и стратегия команды. Они могут рассказать обо всех великих играх прошлого. Они кричат и машут флагами, очень искренне болеют за свои команды, но… Большинство из них, выйдя на поле, скорее всего, даже не попадут по мячу.

Футболисты же, напротив, хорошо владеют мячом. Они полностью посвящают себя реальному футболу. Таким людям часто приходится терпеть различные ограничения в своей жизни. И они соглашаются на это ради достижения результата.

Какое отношение это вступление имеет к молитве? Самое непосредственное. Молитва – это дыхание жизни. Если человек дышит – он жив; если человек жив – он дышит. Если христианин молится, он духовно возрастает. Если нет – духовно деградирует. Но точно так же, как с обычным, физическим дыханием, дело обстоит с молитвой. Почти все люди могут пройти несколько километров, большинство способно самостоятельно подняться на пятый этаж. Но пробежать 5 километров уже могут не все. А проплыть под водой 50 метров в состоянии очень немногие. Дело в тренированности дыхания.

Какова ваша молитвенная жизнь? Как вы тренируете «духовные мускулы»? По воскресеньям в церкви, на домашней группе и перед едой? Насколько сильны и искренни ваши молитвы? Стоит ли удивляться, что Бог не действует через многих христиан. Он просто не может поручить исполнить дело человеку, который, образно говоря, пробежит 500 метров и упадет в изнеможении. Потому что не тренирован. Такие люди и наполняют трибуны «христианских стадионов», следя за игрой профессионалов.

Возможно, многие, прочитав эти строки, спросят о том, что же делать? Как научиться молиться? Точно такой же вопрос задали и ученики Иисусу. Он научил их молитве «Отче наш». Весьма примечательно, что Христос не стал указывать на прекрасные образцы молитвенников древности. Не стал говорить, что нужно молиться, как Давид, хотя все псалмы Давида и есть образцы молитв. Не стал приводить в пример Илию, чья молитва на три с половиной года затворила небо над Израилем, и не выпало ни капли дождя, а потом по его молитве дождь пошел. Вовсе нет, Иисус сказал следующее: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6:9-13).

Молитва «Отче наш» – образец краткости. Но в сжатом виде она выражает полноту духовной жизни. Она содержит все учение Христа и сокровище нашей веры.

Отче наш, Сущий на Небесах

Начиная эту молитву словами «Отче наш, сущий на Небесах», мы свидетельствуем не только о Боге, но и о сокровенной сути нашей веры. Написано в Ин. 1:12: «тем, которые уверовали в Него, дал им власть называться сынами Божиими».

И Сам Христос называл нашим Отцом Бога, Он даже дал заповедь, чтобы мы не называли кого-нибудь отцом на земле, кроме Отца, Которого имеем на небесах: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9). Молясь так, мы исполняем эту заповедь. Говоря «Отче», мы в то же самое время исповедуем и Сына, потому что Христос говорил: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). И не только Сына, но и Церковь, потому что Христос есть Глава Церкви.

Да святится имя Твое

Никому до нас не было открыто это имя – Отец. Нам оно открыто в Сыне, потому что Он являет нам новое имя Бога: «Я пришел во имя Отца Моего» (Ин. 5:43). А в другом месте Христос говорит яснее: «Отче, прославь имя Твое» (Ин. 11:18). И еще более ясно: «имя Твое явил человекам» (Ин. 17:6). Вот об этом имени мы просим – да святится!

Но что значит эта наша просьба? Неужели Бог недостаточно свят, чтобы, подобно людям, нуждаться в освящении? Не Бог ли освящает нас? Да, и в этом и заключается смысл просьбы – молимся мы о том, чтобы Имя это освящало наше сердце.

И не только о себе мы молимся, но и о других, чтобы и их освящало Имя Бога, потому что не говорим «да святится имя Твое во мне или в ком-то еще», но вообще не указываем, к кому конкретно это относится, а, значит, просим мы Бога сразу о всех.

Да придет Царствие Твое

Христос при совершении Своего земного служения говорил многократно о том, что приблизилось Царство Божье, Его Он возвещал. «Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).

Без покаяния никто не войдет в него. Царство Божье есть там, где Бог является Царем. И если в нашем сердце мы покаянием возвели Его на трон, то там Он и будет царствовать. Но не как захватчик, а как добровольно и с любовью принятый Повелитель, мудрый и любящий. Потому и просим мы о пришествии Его царства, потому что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

Есть и другое значение этой просьбы – ожидание второго пришествия Христа. Если сейчас Царство Божье находится в сердцах христиан, то в конце времен Христос сойдет с Неба и установит навеки Свое Царство на земле. Все, не принадлежащее к нему, будет брошено в озеро огненное. Мы с радостным нетерпением ожидаем этого и просим с верой и надеждой «да придет Царствие Твое», да придет скорее!

Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе

Подобно первому прошению и второе. Никто не может воспрепятствовать исполнению воли Бога, но просим мы о том, чтобы воля Его осуществлялась во всех людях при их добровольном согласии и участии. Ведь Бог не принуждает никого.

Значит это также и то, что просим мы у Бога силы поступать по Его учению, чтобы исполнять Его волю на земле, чтобы в нас же исполнилась она на Небе. Ведь воля Бога выражена в учении Христа.

И словами этими – «да будет воля Твоя» – поступаем мы подобно Иисусу в Гефсимании, когда Он просил Отца пронести чашу мимо, и тут же выражал смирение: «не Моя воля, но Твоя да будет».

Отказываемся мы тем самым от своеволия, проистекающего из гордыни, и желаем быть подобными Христу, который смирил Себя, быв послушен даже до смерти крестной.

В чем же состоит воля Отца? Христос открывает нам это: «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:38-40).

Христос творил волю Отца – проповедовал, исцелял, претерпел поругания и смерть, но был послушен Его воле. Теперь настала наша очередь делать то же самое. И потому, когда мы молимся «да будет воля Твоя», мы желаем добра не только себе, но и всему сущему, потому что воля Божья «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2), свершилась во Христе Иисусе.

Хлеб наш насущный дай нам на сей день

Слова эти можно и нужно понимать в двух смыслах – духовном и плотском.

Прошение необходимого физического пропитания, выраженного словом «насущный», то есть необходимый, нужный на этот день, означает, что мы не должны заботиться о плотском более, чем о духовном. Ведь если Бог повелел нам попечение о духовном простирать в вечность, думая не только о сегодняшнем дне, то про заботу о физическом существовании Христос сказал иное, возложив ее на Себя, нам же оставив усилия в вере: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Мф. 6:31-34). Потому и учил Он нас в молитве всегда просить только насущный хлеб, чтобы учились мы доверять Богу и Его обещанию заботиться о наших земных нуждах.

Но гораздо более важен в этом прошении духовный смысл. Христос – хлеб нашей жизни. «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). В таинстве причастия вкушаем мы Хлеб Небесный, который есть Тело Христа. Потому, молясь о хлебе, мы просим о пребывании в Теле Христа и неотделимости от него.

Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим

В чем состоит долг наш пред Богом? В грехах наших, за которые предстоит нам суд, как злостному должнику. Не можем мы оплатить этот долг, потому и просим о прощении, зная, что уплачена уже цена – Кровь Иисуса Христа. Когда же просим об этом, то тем самым выражаем раскаяние, то есть осознание своей вины и неспособности искупить ее. Это называется покаянием, которое невозможно без истинного смирения.

Тем более, когда мы просим простить нам грехи, то должны и сами следовать тому же, то есть простить тех, на кого имеем обиду, кто причинил нам зло. Об этом Христос говорил как о единственном условии, несоблюдение которого лишает нас возможности обрести прощение. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11:25-26).

Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого

Это значит, что мы просим Бога не допустить для нас страдания от того, кто искушает. Пусть никого не посетит мысль о том, что Бог нас искушает: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:12-14). Аврааму Бог повелел принести в жертву сына не для искушения его, но для укрепления в вере, для того, чтобы впоследствии дать нам заповедь о том, что нельзя своих детей любить больше, чем Бога: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).

Просим мы о том, чтобы не случилось с нами то, что случилось с учениками в Гефсимании, когда Христос говорил им: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф 26:41) и чтобы не случилось с нами того, что случилось с теми учениками, которые все убежали и бросили Христа. Дьявол же есть главный виновник и орудие искушения, и потому просим мы о том, чтобы Бог удалил его от нас – избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь

И в заключении мы выражаем уверенность в том, что все просимое нами будет получено, потому что Богу принадлежит вся сила во вселенной, и Он является ее Царем, который властен во всем.

Сколько в молитве «Отче наш» содержится обязанностей! В Отце – почитание Бога; в имени – свидетельство веры; в воле – принесение послушания; в призвании царствия – выражение надежды; в прошении о хлебе – прошение жизни; в молении о прощении – исповедание грехов; в прошении о помощи – беспокойство в виду искушений. Произнесенная с верой молитва «Отче наш» восходит на Небо, показывая Отцу, что мы следуем всему тому, чему научил нас Сын.

Станислав Буланов