«Язычество в христианстве: мир духов глазами миссионера» Р. Прист, Т. Кэмпбелл, Б. Муллен
Прист, Р. Язычество в христианстве: мир духов глазами миссионера / Р. Прист, Т. Кэмпбелл, Б. Муллен: Пер. с англ. – Спб.: Шандал, 2003. – 96 с. ISBN 5– 3925–057–2.
О чём эта книга?
В этой книге анализируются представления о мире духов, широко распространенные сегодня в христианских кругах. Авторы книги показывают, что в основании этих представлений лежит не библейское, а анимистическое мировоззрение. Они подчеркивают, что подобные воззрения на духовный мир не выдерживают здравой библейской критики, обнажая свою языческую природу.
Почему её следует прочесть?
Актуальность книги для евангельских верующих в том, что сегодня мы наблюдаем огромный интерес как к вопросам духовной брани, сверхъестественному проявлению Божьей силы и власти христианина над темными силами. Книга предлагает обсудить четыре заблуждения, относительно влияния сил зла на жизнь человека божьего. Их можно выразить в следующих утверждениях:
- Христианин уязвим перед миром бесовских сил в результате контакта с материальными объектами. Бесы могут «передаваться» вместе с вещами (изображениями, сувенирами, одеждой).
- Мы уязвимы перед миром бесовских сил в результате наложения проклятия. Вторая современная концепция представляет собой идею о том, что человек оказывается особенно уязвимым перед миром бесовских сил, если на него наложено проклятие.
- Христианин уязвим перед миром бесовских сил в результате родового проклятия. Третья концепция строится на убежденности в том, что бесы могут передаваться из поколения в поколение. Это может быть связано с семейным проклятием, но может происходить и естественным образом. Например, ребенок способен унаследовать беса от своих родителей, и происходит это уже в момент зачатия.
- Мы уязвимы перед темными силами вследствие определенного географического местоположения. Четвертой относительно новой концепцией является идея о так называемых территориальных духах. Она подразумевает, что отдельные духи (духи высшего ранга) связаны с определенными территориями и проявляют над ними свою власть. Оказавшись в границах данной территории, человек попадает под власть определенной бесовской силы.
Несколько важных идей из книги
- Приведенные выше четыре утверждения – типичная магическо-анимистическая концепция, далекая от библейского учения. Общей во всех этих заявлениях является идея о том, что наша уязвимость перед властью бесов определяется не нравственными или духовными условиями, но условиями физического контакта или символической ассоциации со словами, предметами или людьми.
- Библия подчеркивает, что мы должны бояться влияния сатаны в доктринальной, нравственной и духовной сферах, что мы должны бояться греха и обмана. Однако авторы, критикуемые в книге, говорят, что мы должны бояться того, что сатана способен нападать на нас на основании иных факторов, нежели наше доктринальное, духовное и нравственное состояние. Эти авторы явно смещают библейские акценты.
- Библия призывает нас жить жизнью, достойной призвавшего нас Бога, и уверяет нас, что никакие силы на земле не могут навредить или помешать нам в том, к чему нас призвал Бог.