Завтрак с Иисусом
Иду ловить рыбу
Иисус Христос – Сын Божий, – был объявлен «врагом народа», публично осужден и предан позорной казни. Всякий, уличенный в связи с Ним, подлежал суду и смерти.
Все ученики предали Иисуса, позорно сбежав из Гефсиманского сада, изменили своему призванию. Но более всех «преуспел» в этом деле Петр. Он трижды отрекся от Христа, спасая собственную жизнь. И перед ним встал вопрос: как жить дальше?
До того, как Петр последовал за Иисусом, он был рыболовом и, по всей видимости, был весьма успешен в этом деле. Но он все оставил ради Христа, и пошел за Ним. Петр не мог себе даже представить, что наступит день, когда он снова вернется к прежней работе. Он ведь серьезно планировал свое участие в основании нового царства, где в правительстве ему отводилась бы далеко не последняя роль.
Но вместо влияния, уважения, почестей, пришло полное крушение надежд! Вместо царского трона Христос взошел на крест. И это все изменило. Петр уже не связывает свое будущее с Христом. В Ин.21:3 так и сказано: «Я иду ловить рыбу». «Ловить рыбу» означает не простую рыбалку – поймать что-то на обед. Нет, Петр решил вернуться к своему старому ремеслу.
Почему Петр решил заняться рыболовством, зная, что Иисус воскрес из мертвых, ведь он был очевидцем Его воскресения? Может, отречение от Учителя так повлияло на него?
Мы только можем догадываться, что происходило в сердце Петра. Тяжесть вины и стыда душили его, не давая покоя. «Я выскочка, я предатель, я неудачник, я подвел Иисуса» – возможно, думал он. Казалось, что после такого позора, Христос не захочет его даже видеть, не говоря уж о большем. Даже если бы Иисус и принял его обратно, то что Петр мог Ему предложить? Былая бравада и смелость испарились, первое серьезное испытание продемонстрировало всем, что он ни на что не годен. Кому он теперь нужен? Поэтому все, что ему оставалось делать, это заниматься тем, что соответствовало его старой природе, прежнему Симону. Он рыбак – это настоящий Симон. Петр не состоялся. Но у Бога были другие планы…
Ты любишь рыбу?
Всю ночь Симон с друзьями работал, не покладая рук. Но дела шли плохо, рыбы не было. Иоанн пишет: «В ту ночь ничего не поймали». «Что это? Я старею и теряю квалификацию» – возможно, думал Петр, – «или же это знак свыше»? Невольно вспомнился эпизод трехгодичной давности, когда они точно также ловили всю ночь и ничего не поймали. Вот если бы здесь был Иисус, тогда, возможно, было бы все по-другому, как в старые добрые времена.
Никак не ожидал Петр встретить в тот день Иисуса на берегу озера. Прошлого уже не вернуть. Может, по этой причине никто из учеников не узнал в одиноко стоящей на берегу фигуре воскресшего Господа, хотя расстояние было небольшое, около ста метров до берега?
Иисус окрикнул их, «Дети, ну как, у вас есть рыба?». Они машинально ответили «нет». Тогда Иисус предложил им закинуть сети заново, уверив, что теперь они наверняка поймают. Уставшие ученики были на грани отчаяния. Им уже было все равно, что уже утро и что рыба не идет, что они находятся на мелком месте, где большая рыба не водится. Наверное, поэтому они, вопреки всем хитростям рыбного промысла, в отчаянии закинули сеть.
Результат был ошеломляющим! Он настолько потряс учеников, что даже точное число рыб сохранилось в евангелии: 153 большие рыбы.
Но когда Симон Петр с другими учениками вышли на берег, то, к своему удивлению, они обнаружили, что завтрак уже накрыт. На огне жарилась рыба (Иоан.21:9). В греческом языке для обозначения огня есть несколько слов. В данном случае говориться о «горящих угольях» Но это же самое слово употребляется и при описании того огня, греясь возле которого, Петр отрекся от Христа! «Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся» (Ин. 18:8). Похоже, что Иисус намеренно воспроизвел сцену с огнем для того, напомнить Петру опыт его падения. Христос начал работать с его сердцем.
Прощение
Перед тем как мы коснемся этой темы, я хочу подчеркнуть еще одну деталь. Иисус ждет учеников на берегу уже с рыбой и хлебом. Еще одно чудо, с помощью которого Иисус хочет сказать, что Он не нуждается в их помощи. Он источник всякого блага и готов делиться с ними. Однако Он просит их принести к столу ими пойманную рыбу. По большому счету, они понимают, что это рыба не их заслуга, но Божья. Они лишь выступили в качестве инструмента, с помощью которого Бог произвел это чудо. Бог как бы говорит каждому из нас, что Он приглашает нас присоединиться к Его делу, и, хотя наша помощь Ему не требуется, Он искренне желает нашего участия, даже не смотря на наши падения и неспособность быть верными своему призванию. Такова ключевая идея, содержащаяся в этом эпизоде. Петр отрекся от Христа, тем не менее, Иисус восстанавливает достоинство Петра как Своего служителя.
Иисус во время этого завтрака трижды спрашивает Петра, любит ли он Его. Если внимательно изучать греческий текст, то нам открывается смысл этих слов, который порой ускользает при переводе. Первый раз Христос спрашивает Петра вовсе не о том, любит ли он Его больше, нежели ученики. Его интересует, на самом деле, любит ли Петр Христа больше, нежели свое дело – рыболовство. «Любишь ли ты меня больше чем этих – рыбу»?
Помните, что до этого Иисус попросил Петра принести пойманную рыбу? Это критический момент, когда нужно принять решение: либо держаться за свое старое дело, дающее уверенность в завтрашнем дне, либо доверить жизнь Богу. Другими словами, Иисус спрашивает его: «Петр, ты идешь ловить рыбу или идешь за Мной»?
Каждому отречению Петра соответствует Господне повеление заботится о Его стаде (людях, принадлежащих Богу). Какая удивительная благодать скрыта в этих словах: «Паси овец Моих, паси овец Моих, паси овец Моих». Бог вновь, как и прежде, доверяет Петру. Иисус не спрашивал Петра, любит ли он овец. Он спросил его: «любишь ли ты Меня больше, чем рыбу?»
Может показаться странным, почему Иисус не спросил, любит ли Петр «овец»? Иисус в Свои слова вкладывает следующий смысл: «Петр, овцы не твои, они Мои, если ты любишь Меня, ты будешь пасти их». Это имеет большое значение и для нас. Не всегда служение людям бывает легким и доставляет удовольствие. Не любовь к служению должна двигать нами, но любовь к Иисусу.
Что же это за любовь? Первые два раза Иисус спрашивает, любит ли Петр Его безусловной, посвященной любовью, для обозначения которой в греческом есть слово «агапе». Всякий раз Петр отвечает «я люблю Тебя», используя термин «филео», означающий дружескую любовь. Иисус спрашивает: «Петр, ты предан Мне?» Петр отвечает: «Господь, я твой друг». Возможно, в этом выражается смирение Петра. В свете прошлого предательства, Петр осознает свою зависимость от Господа и уже не рвет на груди рубаху. Но скромно отвечает, что Ты, Господи, знаешь все, и мое сердце не скрыто от Тебя, Ты знаешь, как именно я Тебя люблю.
Следуй за Мной
После этого Иисус поведал Петру о его дальнейшей судьбе (18-19). Самые главные слова: «Следуй за мной». То же самое было сказано Петру и другим ученикам, когда Он учил, что для того, чтобы стать Его учеником, нужно взять крест свой и следовать за Иисусом. Быть подчиненным Иисуса, признать полное господство Бога в своей жизни, буквально значит умереть для себя, как Иисус умер ради нас. Он не требует большего, но и на меньшее не согласен.
Еще немаловажный аспект следования за Христом связан с отношением к другим последователям.
Когда Петр спросил Иисуса в отношении участи другого ученика, Иисус ему ответил: «если же Я хочу, чтобы он был жив пока Я приду, что тебе до этого, ты следуй за Мной». Другими словами, Иисус говорит: «Петр, то, что я делаю в жизни Иоанна, никак не относится к твоему призванию. Ты должен сфокусировать свое внимание на своем следовании за Мной. Ты не должен сравнивать свою жизнь и служение с чьим-то. Это не твоя забота. Ты будь верен Мне и не завидуй другим». Это самое главное.
Никто из нас не застрахован от падений. Рано или поздно каждый христианин испытает на себе тяжесть падения и предательства Иисуса, каким бы многообещающим не казалось начало следования. Это происходит в определенный момент, когда мы оступаемся и делаем неправильный выбор, малодушничаем, идем на компромисс с совестью. После падения мы больше уже не ощущаем близости с Господом. Мы даже боимся с Ним встретиться, потому что нам стыдно. Главный вопрос не в том, упаду ли я или нет? Но в том, когда я упаду, буду ли я готов подняться, раскаяться, смириться? Без обращения к Господу после падения мы не будем успешными в тех вещах, которые раньше давались легко. Бог специально не будет давать нам благословения в труде, в семье, в жизни, чтобы привести нас к точке покаяния и обращения к Нему.
Если бы мы не падали, мы бы не нуждались в Спасителе. На примере Петра мы видим прекрасную картину того, как Господь приходит к нам, чтобы восстановить нас после падения. Бог позволяет этому случиться тогда, когда мы слишком самоуверенны, хвастливы, когда слишком спешим отличиться в добрых делах и сделать себе имя среди людей. Но падение – это не конец. Мы не должны позволить своим падениям вернуть нас к прошлой жизни, потому что деле старой жизни нечего нам предложить (сети пусты). Однажды встретившись со Христом и познав его любовь, мы никогда не сможем удовлетвориться тем, что предлагает этом мир. Когда мы обращаемся со своих путей к Господу и делаем то, что Он просит нас вопреки нашим ожиданиям, Он щедро вознаграждает.
Когда мы падаем, мы должны вернуться на место нашего падения, к «горящим углям», и встретиться с Иисусом за завтраком. Нам нужно восстановить свои отношения с Богом, вновь посвятив свою жизнь и сердце только Ему. Петр это сделал. Это может сделать и каждый из нас.
Иногда мы не узнаем Господа, не видим Его действия в нашей жизни. Нам нужно просто поднять голову, оторваться от того, чем мы себя так сильно заняли сейчас, и только тогда мы увидим, что Бог стоит недалеко. Намного ближе, чем мы думаем. Это Он разводит костер, согревая нас. Это Он дает хлеб и рыбу, питая нас. Это Он любит нас столь безмерно, что готов прощать, восстанавливать, утверждать вновь в служении.
Медведев Михаил,
проректор по учебной части КЕХУ,
доцент доктринального богословия,
пресвитер церкви «Дом Евангелия»
(ЕХМС, г. Краснодар)